ГАЛКИН Николай Геннадьевич

ВОСПОМИНАНИЯ О В.Г. ЛИФШИЦЕ

Я знаком с Виктором Григорьевичем Лифшицем с апреля 1977 года, когда начал работу в отделе систем искусственного интеллекта ИАПУ ДВНЦ АН СССР после окончания Московского института электронной техники. В то время отдел возглавлял д.т.н., профессор Филипп Георгиевич Старос, а В.Г. Лифшиц был старшим научным сотрудником, а затем с 1978 года - заместителем заведующего лабораторией управляемого роста микроструктур. Меня из Москвы привлекло во Владивосток желание участвовать в работе над созданием "куба памяти" в кремниевой матрице (объемных интегральных схем) - гениальной идеи Ф.Г. Староса, которая опередила свое время более чем на тридцать лет. В своем начальном виде она не реализована до настоящего времени ни в России, ни за рубежом. Однако работы в этом направлении ведутся до настоящего времени в различных странах.

В своих воспоминаниях я хочу большее внимание уделить педагогическим талантам Виктора Григорьевича Лифшица, которые наиболее ярко проявились в годы работы в нашем отделе. В те первые годы, как молодой специалист в области технологии интегральных полупроводниковых схем, я никак не мог подумать, что буквально через двенадцать лет одним из основных направлений моей деятельности станет обучение студентов-физиков и их подготовка к научной деятельности. Однако Виктор Григорьевич, как прирожденный научный руководитель - Учитель, раньше всех остальных понял необходимость воспитания подрастающего поколения научной молодежи в рамках научных коллективов. У него самого были прекрасные научные наставники сначала в Харьковском государственном университете, а затем - в Институте ядерных исследований АН КазССР. Свои педагогические идеи Виктор Григорьевич вынашивал долгие годы. В результате появилась система воспитания научных кадров внутри академического института, о которой я расскажу позже.

С 1977 по 1979 год начала развиваться экспериментальная база лаборатории и Виктор Григорьевич прикладывал огромные усилия для обучения молодежи в направлении создания собственными руками экспериментальной оснастки и методик, организовал создание мастерских с токарными и фрезерными станками, сварочного участка. С этого начиналась экспериментальная физика поверхности полупроводников во Владивостоке. В это время мы арендовали помещения в школе-интернате, которым руководил Н.Н. Дубинин. Именно там мы начали общаться со школьниками и привлекать их к проблемам физики. Это были азы нашей педагогической практики. Пока не аудиторной, но важной в последующем для организации персональной работы со студентами.

После внезапной кончины Филиппа Георгиевича Староса в марте 1979 года на плечи Виктора Григорьевича легло тяжелое бремя ответственности за выбор научного пути и пестование научной молодежи, которая только входила в науку. От глобальной идеи создания объемных интегральных схем пришлось отказаться. Научные задачи были сконцентрированы только на исследованиях физических процессов на поверхности кремния, процессов эпитаксии кремния и других материалах на кремнии и исследовании их электрических свойств как наиболее важных для создания многослойных структур с новыми физическими и приборными свойствами. Виктор Григорьевич приучал научную молодежь лаборатории самостоятельно работать, думать и впоследствии писать. Помощником во всех делах был его друг и коллега к.ф.-м.н. (позже - д.ф.-м.н.) Виктор Григорьевич Заводинский, который также обучал молодежь осмыслению себя в науке. В том числе и меня (Н.Г. Галкин), поскольку я входил в его научную группу. Основное кредо В.Г. Лифшица - "дорогу осилит идущий" постепенно внедрялось в наши умы. Однако первые экспериментальные результаты, полученные на импортном сверхвысоковакуумном оборудовании, и опубликованные в центральной печати и за рубежом статьи окрыляли всю молодежь и заставляли ее работать еще более упорно. Импортное оборудование появилось в лаборатории еще усилиями Ф.Г. Староса, а Виктор Григорьевич умело использовал деньги на амортизацию импортного оборудования для приобретения отдельных вакуумных устройств и оснащения ими наших самодельных установок. Это дало определенный толчок для развития экспериментальной техники и стандартизации наших установок и французского оборудования. Он всегда и позже использовал на 100% любую сложившуюся ситуацию в пользу развития лаборатории, а затем и отдела.

Однако развитие экспериментальной базы лаборатории шло тяжело. Период работ с "железом" - экспериментальными установками у многих затянулся. Это была закалка характера молодых сотрудников - недавних выпускников центральных и местных вузов и университетов. Многие из нас выстояли в то время. Именно эти люди сейчас составляют костяк нынешнего коллектива - "старую гвардию". На наших плечах было два переезда из школы-интерната в задание на ул. Суханова, а затем в основное здание Института на ул. Радио, что эквивалентно одному пожару. Да, и пожар небольшой был. Его последствия мы также преодолели. В эти годы основной опорой всем стал Виктор Григорьевич. Он "выбивал" оборудование, заключал хоздоговора, обеспечивал их выполнение и сдачу отчетов заказчикам далеко от Владивостока. Только сейчас став руководителем новой лаборатории и создавая ее тоже почти с "нуля" с молодыми выпускниками Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), я могу понять долю его ответственности, мужественности и твердой воли, которой подчинялись все. В эти первые годы без Ф.Г. Староса он быстро завоевал прочный авторитет в коллективе лаборатории и дирекции Института. Именно это "стержневое" начало Виктора Григорьевича позволило нам выстоять и далее, в тяжелые перестроечные годы. Именно при нем были защищены первые кандидатские диссертации, и каждый из нас, начинавших с ним работать, считает себя учеником В.Г. Лифшица. Отток молодежи из науки в период с 1986 по 1989 годы сформировал у Виктора Григорьевича убеждение в обязательном непосредственном участии ученых в подготовке студентов-физиков и использовании научной деятельности как стимулирующего фактора образовательного процесса.

Шел 1989 год. В это время в Институте еще работала базовая кафедра Московского физико-технического института (МФТИ), но поток ее выпускников-физиков иссякал как пересыхающий ручей. Все больше находилось желающих из Дальневосточного набора любыми способами остаться в Москве и все меньше ребят возвращалось работать во Владивосток. За время ее работы в лабораторию поступило работать только четыре выпускника-физика из МФТИ. Виктор Григорьевич решает создать первую базовую кафедру "Физики и технологии материалов для полупроводниковой микроэлектроники" при физическом факультете ДВГУ, которая будет готовить инженеров-физиков, специализирующихся в направлении микроэлектроники и полупроводниковых приборов. Эти специалисты были нужны новому формирующемуся научному направлению. Виктор Григорьевич был оформлен на 0.5 ставки как заведующий кафедрой. Других ставок в ДВГУ не было выделено, поскольку администрация Университета не очень то верила в эту идею. Работу по подготовке спецкурсов и практикумов начали без оформления в штат только что защитившие или еще не защитившие кандидатские диссертации: Ю.Л. Гаврилюк, А.А. Саранин, А.В. Зотов, В.В. Коробцов, Н.И. Плюснин и Н.Г. Галкин. Все впоследствии стали докторами наук и накопили педагогический опыт. Но начинать приходилось, только опираясь на свой собственный опыт работы со школьниками и немногочисленными студентами физического факультета ДВГУ, которые иногда приходили в лабораторию на преддипломную и дипломную практику. И это тоже в очередной раз была работа с "нуля". Но к этому мы уже были приучены и трудностей не боялись. Основные идеи базовой кафедры - обучение и специализация студентов в лабораториях ИАПУ начиная с третьего курса, персональная ответственность руководителей за каждого студента, система непрерывных практик до пятого курса и вовлечение студентов в научную работу лаборатории. Базовая кафедра была одной из выпускающих кафедр физического факультета, поэтому студенты ее выбирали самостоятельно после второго курса. Первые выпускники кафедры появились в 2001 году. Именно среди них были первые очные аспиранты Виктора Григорьевича. Однако попытки обучения в очной аспирантуре первых выпускников были неудачнвыми в момент развала СССР и самого трудного периода в новейшей истории российской науки. Ребята ушли не окончив аспирантуру. Новое поколение сотрудников лаборатории, а затем и отдела управляемого роста микроструктур, начали формировать выпускники 1993 года: С.В. Рыжков и С.В. Кузнецова. Именно они стали первыми защитившими кандидатские диссертации аспирантами-очниками в 1996 году. Затем начался поток следующих выпускников. Каждый год приходило от 1 до 5 человек. Многие из них окончили очную аспирантуру, защитили кандидатские диссертации и сейчас составляют молодежное ядро нашего отдела. До 1995 года времени все сотрудники защищали диссертации в ранге соискателей. К концу 1995 года сотрудниками отдела было защищено в общей сложности две докторские диссертации (В.Г. Лифшиц и А.А. Саранин) и 12 кандидатских диссертаций (Ю.Л. Гаврилюк, А.А. Саранин, В.В. Коробцов, Н.И. Плюснин, А.В. Зотов, А.В. Воронов, Н.Г. Галкин, Б.К. Чурусов, В.Ю. Назаров, Н.В. Добродей, В.Г. Котляр, Е.А. Храмцова). Научным руководителем у всех диссертантов был В.Г. Лифшиц. Виктор Григорьевич мечтал о сохранении преемственности поколений в науке, и в рамках отдела это ему блестяще удалось сделать, не смотря ни на какие трудности.

Время в середине 90-х годов было тяжелое как для науки, так и для естественнонаучного образования. Уменьшился набор на физический факультет, а, следовательно, и на нашу кафедру. Но и здесь Виктор Григорьевич блестяще и безошибочно нашел решение, которое дала сама жизнь. В это время в России возникло Соросовское движение, которое объединило впервые усилия преподавателей вузов и школьных учителей по подготовке абитуриентов к выбору специальности и профессиональной их ориентации в различных областях науки. Виктор Григорьевич стал одним из первых Соросовских профессоров на Дальнем Востоке и вскоре лидером Соросовского движения, избираясь пять раз на это звание. Он считал, что в первую очередь в научных достижениях нужно просветить Соросовских учителей. У Виктора Григорьевича был правильный принцип: завоевать сердце Учителя и укрепить его веру в Науку, а они уже смогут найти ключ к подготовке выпускников школ для обучения Университетах по естественнонаучным направлениям. Именно эту задачу решали Соросовские конференции, координатором которых был Виктор Григорьевич. Блестящее предчувствие Виктора Григорьевича оправдалось! Официально Соросовское движение прекратило свое существование в начале нового века, но оно вошло в историю российского образования яркой страницей. До сих пор бывшие Соросовские учителя по физике направляют своих одаренных учеников поступать на нашу кафедру, а те, кто ее окончил и остался в науке - сейчас сами обучают следующие поколения выпускников.

Виктор Григорьевич рассказывал мне, что во время работы выездной сессии Соросовской конференции в г. Биробиджане в 1996 году у него возникла идея организации выездных вступительных экзаменов силами преподавателей кафедры для ребят из "глубинки" с целью преодоления психологического барьера абитуриентами при поступлении в ДВГУ. Ведь известно, что дома и стены помогают. А если организовывать набор с первого курса, то и вести их далее необходимо самим, а не дожидаться распределения на третьем курсе. Так у Виктора Григорьевича возникла идея организации базового физико-технического факультета, который и был открыт в 1997 году. Администрацией ДВГУ было выделено полторы ставки кафедре ФТМПМ, что позволило принять в штат пятерых сотрудников отдела по совместительству. Вместе с кафедрой ФТМПМ в факультет вошла кафедра "Физических основ технологии информационных сред" (ФОТИС), которую возглавляет д.ф.-м.н., профессор Виталий Витальевич Юдин. Одно из научных направлений кафедры ФОТИС, связанное с магнитными процессами в различных средах и материалах возглавляет д.ф.-м.н., профессор Людмила Алексеевна Чеботкевич. Они активно включились в работу факультета и подготовили в течение ряда лет нескольких аспирантов, которые остались работать на кафедре и защитили кандидатские диссертации. В том же 1997 году был организован первый выездной набор в г. Биробиджане (17 человек). Первый набор на базовый факультет был самым значительным по численности: 42 человека. Именно он показал правильность идеи персональных наборов и новой формы работы с абитуриентами: обзорные лекции, совмещенные с экскурсией по отделу. Они начали проводиться как для абитуриентов из Владивостока, так и для любых желающих из края и Дальневосточного региона. Это позволило познакомить абитуриентов с тематикой будущей деятельности и возможностями для занятия наукой в отделе. Помогали нам здесь также Соросовские учителя, направлявшие своих учеников на ознакомительные экскурсии.

Начиная с третьего набора, я лично участвовал в приемных экзаменах с Виктором Григорьевичем. Это позволило более близко проникнуться его идеями, услышать о его научных наставниках, о его взглядах на развитие отечественной науки, о принципах подготовки будущих ученых из одаренных и увлеченных студентов и т.д. Ведь в командировке больше возможностей обсудить общие проблемы и в спокойной обстановке наметить совместно возможные пути их решения. Личное общение с абитуриентом на устном экзамене очень важно для получения представления об его творческом и научном потенциале. Уже на приемных экзаменах мы могли достаточно точно определить наклонности того или иного абитуриента. Время показало, что наши оценки были достаточно точными. Большая часть из успешно сдающих экзамены и проявивших себя абитуриентов далее успешно училась в ДВГУ и занималась научной работой. При этом достаточно успешно, являясь в студенческие годы победителями различных российских конкурсов и олимпиад. Однако не все из успешно оканчивающих Университет желали остаться в науке. Увлеченность наукой иногда разбивалась о жилищные проблемы. Это касалось в первую очередь иногородних выпускников. Решить в полной мере эту проблему мы не можем и в настоящее время. Не могли это сделать и с Виктором Григорьевичем. Иногородних аспирантов направляли в аспирантуру ДВГУ, где за ними закреплялось на три года общежитие. Только непреодолимая тяга к научной работе позволяла жилищную проблему несколько отодвинуть. Таких иногородних ребят, окончивших аспирантуру и защитившихся, оказалось совсем немного. В настоящее время с помощью Советов молодых ученых ИАПУ ДВО РАН и ДВО РАН, инициатором возобновления работы которых также был Виктор Григорьевич (уже на посту главного ученого секретаря ДВО РАН), выплачиваются частичные компенсации молодым ученым за аренду жилья. Это только облегчает их финансовые проблемы, но без государственного решения данного вопроса трудно ожидать подъема престижа специальности ученого. Об этом также во весь голос говорил Виктор Григорьевич на различных уровнях. В последующем решении этого вопроса будет заслуга и Виктора Григорьевича Лифшица.

В 2000 году во Владивосток приехали для набора выпускников представители японской фирмы "Ниппо Электроникс", которые узнали о научных успехах студентов нашей кафедры из российских средств информации. Виктор Григорьевич решил воспользоваться случаем и отправлял на конкурс ребят, которые отлично учились, но по разным причинам не могли заниматься далее научной работой. Так им был найден дополнительный канал распределения подготовленных специалистов по направлению близкому к основной специальности. Часть из этих ребят заключили пятилетние контракты, и все еще работают в Японии на предприятии, которое разрабатывает оборудование для электронной промышленности.

В результате 7 лет работы базовой кафедры Виктором Григорьевичем была создана новая система взаимодействия академической науки и высшей школы для направленного обучения студентов-физиков при активном их вовлечении в процесс научных исследований с младших курсов. Когда в 1996 году Правительством РФ была предложена Программа интеграции высшей школы и Академии наук, то базовая кафедра ФТМПМ была полностью к этому готова, органично и с первого раза вошла в эту Программу и успешно работала в ее рамках до официального закрытия Программы в 2004 году.

Внезапная смерть Виктора Григорьевича Лифшица 20 июля 2005 года не смогла уже разрушить уверенно работающий коллектив отдела, состоящего из пяти лабораторий, и базового физико-технического факультета ИФИТ ДВГУ. Руководителем отдела и базового физико-технического факультета стал д.ф.-м.н., профессор А.А. Саранин, а заведующим кафедрой ФТМПМ - Ваш покорный слуга. Мы были подготовлены к этому самим Виктором Григорьевичем, который щедро делился с нами своим опытом при жизни. Просто подхватили выпавшее из его рук "знамя" и пошли дальше, развивать его идеи и замыслы.

Уже после смерти Виктора Григорьевича Лифшица его идея о тесной взаимосвязи академической науки и высшей школы в деле воспитания студентов-физиков была подхвачена и развита дирекцией ИФИТ ДВГУ, в который входил базовый физико-технический факультет. В настоящее время на базе ИФИТ ДВГУ и ряда Институтов ДВО РАН созданы четыре научно-образовательных центра (НОЦ). Все студенты этих НОЦ с третьего курса будут проходить практику и обучение на базовых кафедрах и в лабораториях Институтов. Один из них - НОЦ "нанофизики и нанотехнологии" является дальнейшим развитием базового физико-технического факультета. Предполагается открытие новых специальностей в направлении нанотехнологий и развития опыта поиска и пестования талантливых абитуриентов в районных школах краев и областей Дальневосточного региона. Это и есть активное развитие идей Виктора Григорьевича в системе высшего образования и путь к повышению статуса ученого-физика и преподавателя высшей школы. Его дело живет в нас и продолжается вместе с нами - его учениками и коллегами!

Галкин Николай Геннадьевич,
ученый секретарь ИАПУ ДВО РАН,
научный руководитель лаборатории ИАПУ ДВО РАН,
зав. кафедрой ФТМПМ и руководитель по НР НОЦ "нанофизика и нанотехнологии" ДВГУ,
д.ф.-м.н., профессор